Металлопрокат

Оптовая и розничная торговля с доставкой на объект

  • Сортировка и упаковка
    металлопроката

    Наше предприятие осуществляет комплекс услуг по сортировке, подбору по длинам, увязке и упаковке металлопроката

    Подробнее
    Сортировка, упаковка металлопроката
  • Порезка
    металлопроката

    Наше предприятие оказывает услуги по порезке металлопроката и труб по необходимым размерам

    Подробнее
    Резка металлопроката
  • Доставка
    металлопроката

    Наше предприятие предоставляет услуги по доставке металлопроката и труб на объект в любой регион Украины

    Подробнее
    Доставка металлопроката
  • Погрузка и разгрузка
    металлопроката

    Наше предприятие имеет удобную инфраструктуру для погрузки и разгрузки металлопроката на металлобазе

    Подробнее
    Погрузка, разгрузка металлопроката
  • Оформлене заказа
    по телефону

    Наше предприятие предлагает возможность оформления заказа любой сложности и комплектации по телефону

    Подробнее
    Заказ металлопроката по телефону

Новости

Архив новостей Во что обойдется Украине компромисс в сфере промышленного загрязнения

Прошло немногим больше года, как Украина получила статус страны-кандидата на вступление в Европейский Союз. Прошлым летом вместе с мощным сигналом от ЕС страна получила больше обязательств. В частности, только в сфере климатического законодательства количество регуляторных актов, которые следует имплементировать, увеличилось в 10 раз.

Правительство, парламент, часть промышленности и публичный сектор продолжают работать во время войны. Однако темп имплементации европейских «зеленых» директив не вызывает излишнего оптимизма. К тому же, значительное количество принятых Верховной Радой и Кабинетом министров актов предусматривают отсрочку их внедрения на несколько лет после окончания военного положения.

Правда, в разрез с энтузиазмом, который тогда выражал господин Стрелец, он упомянул, что на рассмотрении в Верховной Раде находятся 19 евроинтеграционных экологических законопроектов, четыре из которых должны быть приняты в первую очередь для выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС. В частности это:

Во-первых, Украина оценивала свой уровень выполнения Соглашения об ассоциации, а Европейская комиссия – уровень соответствия всего украинского законодательства европейским нормам. "Когда нас стали оценивать как потенциального кандидата, начали сравнивать соответствие украинского экологического законодательства европейскому. И наша оценка сразу стала ниже, потому что есть множество актов ЕС, которые мы даже не думали внедрять. И если в рамках Соглашения об ассоциации условно было более 20 актов, которые мы внедряли с разной степенью успеха, то сейчас их более 200", – объясняет исполнительный директор Центра экологических инициатив "Экодия" Ольга Полунина.

Во-вторых, даже имплементируя европейские директивы, Украина очень часто это делала не в полной мере. "Нормативные документы права ЕС часто имплементируются не полностью, а также содержат дополнительные положения, которые искажают первичную суть такого регулирования", – отмечает координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Ольга Бойко. Ее беспокоят, прежде всего, нормы, усложняющие положение бизнеса и увеличивающие государственное регулирование.

1) Недостаточное количество профессионалов в государственных органах. Для подготовки актов и законопроектов, а их сотни, нужно значительное количество экспертов и юристов. Однако штат Минэкологии постоянно уменьшается, что значительно замедляет работу. Документы готовятся менее качественно, аналитика по эффективности их работы почти отсутствует.

3) Недейственная и непрозрачная система финансирования природоохранных мероприятий. Денежные средства выделяются в течение года и на год. Они связаны с политическими изменениями, поэтому планировать финансирование долгосрочных проектов невозможно. Приоритеты четко не определены. Украине необходимо реформировать государственную и местные системы финансирования природоохранных мероприятий. К тому же более системные и прозрачные подходы к использованию бюджетных денег важны в контексте борьбы с коррупцией.

Например, по оценкам аналитического центра DiXi Group, общий объем CAPEX в украинской энергетике на реализацию требований Национального плана по сокращению выбросов от крупных сжигающих установок может составить €4,130 млрд. В случае внедрения предусмотренных Директивой 2010/75/ЕС наилучших доступных технологий и методов (НДТМ) в горно-металлургическом комплексе, по оценкам украинского информационно-аналитического центра GMK Center, в полномасштабное военное вторжение россии в Украину, дополнительные инвестиции должны были составить $6,6 млрд. Другие аналитические центры приводят еще более пессимистические оценки – от €7,7 млрд до 8,3 млрд.

Однако полностью рассчитывать только на поддержку ЕС не стоит. "Гарантии ЕС и ресурсы смешанного финансирования ЕС могут использоваться для содействия производству энергии из возобновляемых источников, увеличению мощностей хранения энергии в стране, а также для совершенствования системы распределения", – пояснили в пресс-службе Еврокомиссии в ответ на запрос авторов этого исследования.

То есть государственное финансирование модернизации энергетического сектора потребует увеличения тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. Увеличение тарифа для населения почти вдвое, до 2,68 грн/кВт-ч (€0,067/кВт-ч) с 1 июня вызвало неоднозначную реакцию в стране, где средняя зарплата в июле составила 16 570 грн (€411). Деньги, получаемые энергокомпаниями от этого повышения, должны пойти на восстановление энергетической инфраструктуры, разрушенной россиянами во время ракетных атак. Будет ли инфраструктура восстановлена как более "зеленая" – большой вопрос, потому что сейчас она просто требует быстрого ремонта.

Поэтому бизнес, декларируя стремление к экомодернизации, всеми силами пытается отсрочить введение в действие законов, предлагающих более жесткие экологические нормы.

Если сравнить результаты голосования за проект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения" (предшественник проекта №6004-д) с результатами голосования за №6004-д, то можно увидеть, что многие из тех депутатов, которые были против или воздерживались, в мае 2023 года отдали свои голоса за документ. Почему они были против и почему их мнение изменилось?

Украинский бизнес интересовало: насколько жесткими должны быть НДТМ, когда они начнут действовать и сколько денег потребуется для их введения? А еще – кто должен платить за внедрение этих технологий?

"НДТМ – это то, до чего может дотянуться наша экономика, наши производители, наши машины, наши заводы. НДТМ должны создаваться с учетом того, что умеют производить наши заводы. Иначе мы их похороним", – объяснял депутат.

Экологические общественные организации считают, что задача промышленного лобби – максимально упростить этот законопроект или отсрочить. С другой стороны, все понимают: разрушенный завод можно восстановить не в старом виде, а в модернизированном. И тогда выполнение НДТМ уже не будет такой ощутимой проблемой.

В мае 2023 года большинство депутатов, в том числе Муса Магомедов и Дмитрий Кисилевский, поддержали законопроект №6004-д. В нем написано, что выводы НДТМ "разрабатываются и утверждаются на основе актов законодательства Европейского Союза". Нет никакого намека на то, что НДТМ в Украине будут свои, родные. Но есть нюанс: выводы НДТМ вступают в силу не ранее 1 января 2024 года, а действовать начинают "не ранее, чем через четыре года со дня прекращения или отмены военного положения". Еще 7 лет предусмотрено на то, чтобы все могли модернизироваться или закрыться. То есть внедрение НДТМ отсрочено.

Отметим, ЕБА является одним из самых крупных объединений иностранного, европейского и отечественного бизнеса в Украине. Ранее Ассоциация неоднократно выступала с критикой законопроектов в сфере промышленного загрязнения, мотивируя это тем, что они не учитывали интересы бизнеса.

"По моим оценкам, до конца года реально принять проект закона №6004-д в целом. Но на его имплементацию (разработку подзаконных актов и их претворение в жизнь) может уйти 15-20 лет в зависимости от того, насколько быстро завершится война и каким будет процесс послевоенного восстановления с точки зрения доступа предприятий к международному финансированию", – считает Ольга Бойко.

"У нас не было бы вопроса, как будет происходить восстановление. Но сейчас эти вопросы есть. Мы не понимаем, что именно и как восстанавливается. Есть так называемые emergency needs, эти объекты восстанавливают быстро, потому что есть срочная потребность. А есть стратегическое восстановление – например, не восстановление конкретной подстанции, а перестройка всей энергосистемы, чтобы сделать ее более стойкой и устойчивой. Но как это восстанавливается – мы не знаем. И есть опасения, что экологические стандарты останутся на бумаге", – подчеркивает Ольга Полунина.

"Не всегда стоит рассчитывать на поблажки из-за того, что у нас сейчас идет война. В каких-то вопросах нам могут пойти навстречу, но думать, что нам простят грязные заводы из-за того, что у нас война, – тоже неправильно. Если мы вводим какие-то нормативы через 15 лет после войны, то и оценивать их Еврокомиссия начнет не раньше. О каком вступлении в ЕС через два года тогда может идти речь?" – объясняет Ольга Полунина.

Но самое важное, что пока Украина тянет с имплементацией экологических директив, законодательство ЕС развивается. Это касается и Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах. В 2022 году Еврокомиссия предложила ее пересмотр. Предложения направлены на усиление внимания к энерго-, водо- и материалоэффективности и повторному использованию, а также на содействие применению более безопасных, менее токсичных или нетоксичных химических веществ в промышленных процессах. Пересмотр Директивы создает основу для функционирования промышленных объектов ЕС, которые соответствуют Европейскому зеленому курсу и Плану действий по достижению нулевого загрязнения.

"Поскольку Украина должна стать членом ЕС, наш энергетический сектор должен стать неотъемлемой частью энергетических рынков и целей безопасности ЕС. ЕС может положиться на Украину: мы готовы предложить европейским партнерам "зеленую" и чистую электроэнергию, крупнейшие в Европе подземные газовые хранилища, потенциал для производства водорода и производство энергетического оборудования не только для восстановления Украины, но и для энергетического перехода Европы в целом", – отметил министр.

Первый вице-премьер – министр экономики Украины Юлия Свириденко говорит о цели достигнуть более 100 ГВт новых мощностей "зеленой" генерации и производства более 40 млн т "зеленой" стали. Для выплавки которой, кстати, тоже потребуется электричество, подтвержденного "зеленого" происхождения.

В декабре прошлого года во время выступления на встрече Ukrainian Energy Security Dialogue глава Комитета по эксплуатации Континентального объединения европейских операторов системной сети ENTSO-E Тахир Капетанович отметил необходимость продолжать согласование украинского законодательства с европейским, чтобы глубже вовлечься в европейские энергетические рынки.

Представитель ENTSO-E призвал украинцев при послевоенном восстановлении больше внимания уделять развитию безуглеродной генерации.

В прошлом году украинское Министерство энергетики неоднократно заявляло о намерениях увеличить мощность экспорта сначала до 2 ГВт (это соответствует текущим техническим возможностям), в 2032 году – до 6 ГВт, а в 2050 году – до 10 ГВт.

В Европейской комиссии подчеркивают, что создание единой законодательной базы позволит интегрировать Украину во внутренний энергетический рынок ЕС, укрепляя таким образом энергетическую безопасность в регионе.

Текст: Анна Кибовская, Татьяна Высоцкая, Александр Бердинских.

Подготовлено при поддержке journalismfund.eu